Очень простое руководство по CSS3-анимациям

Я постарался написать настолько понятное и простое руководство по CSS3-анимациям, насколько это вообще возможно. Итак, приступим!

Чтобы воспользоваться анимацией в своём проекте, вам достаточно сделать две вещи:

  1. Создать саму анимацию.
  2. Подключить её к элементу, который надо анимировать, и указать нужные свойства.

Анимация представляет собой набор ключевых кадров, который содержится в css и выглядит вот так:

@keyframes test-animation {
    0% {
        width: 50px;
    }
    100% {
        width: 150px;
    }
}

Давайте разберёмся что мы здесь видим. Ключевое слово @keyframes указывает на саму анимацию. Далее идет её имя, я назвал её test-animation. В фигурных скобках находится список ключевых кадров. В данном случае это начальный кадр 0% и конечный кадр 100%. Также начальный и конечный кадры можно записать ключевыми словами from и to.

Теперь посмотрите на следующий код. Так тоже можно написать:

@keyframes test-animation {
    from {
        width: 50px;
    }
    30% {
        width: 99px;
    }
    60.8% {
        width: 120px;
    }
    to {
        width: 150px;
    }
}

Обратите внимание, если не задан начальный (from, 0%) или конечный (to, 100%) кадр, браузер установит для них расчётные значения анимируемых свойств такими, какими они были бы если бы не была применена анимация.

Здесь и далее для удобства я написал в примерах несколько строчек JavaScript, которые будут поочередно добавлять или удалять класс с анимацией на элементе, поэтому для воспроизведения анимации просто кликните по этому элементу.

Посмотреть на CodePen: Простая анимация.

Подключение анимации к элементу происходит двумя командами:

element {
    animation-name: current-anim-name;
    animation-duration: 2s;
}

В правиле animation-name задаётся имя созданной вами анимации @keyframes. Правило animation-duration указывает сколько секунд анимация будет воспроизводиться. Его можно указывать в секундах (3s, 65s, .4s) или в миллисекундах (300ms, 1000ms).

Ключевые кадры можно группировать:

@keyframes animation-name {
    0%, 35% {
        width: 100px;
    }
    100% {
        width:200px;
    }
}

Одному элементу можно назначить несколько анимаций, их имена и параметры надо писать в порядке присвоения:

element {
    animation-name: animation-1, animation-2;
    animation-duration: 2s, 4s;
}

Задержка анимации

Свойство animation-delay определяет задержку до начала воспроизведения анимации, задаётся в секундах или миллисекундах:

element {
    animation-name: animation-1;
    animation-duration: 2s;
    animation-delay: 5s; // Перед стартом этой анимации пройдет 5 сек.
}

Количество проигрываний анимации

В качестве значения свойства animation-iteration-count выставляем любое положительное значение от 0, 1, 2, 3… и т.д. либо infinite для бесконечного повторения.

element {
    animation-name: animation-1;
    animation-duration: 2s;
    animation-delay: 5s;
    animation-iteration-count: 3; //эта анимация проиграется 3 раза
}

Состояние ДО и ПОСЛЕ анимации

Свойство animation-fill-mode определяет в каком состоянии будет элемент до начала анимации и после её завершения.

В примере ниже трём элементам назначена одна и та же анимация, но каждый элемент имеет разные значения animation-fill-mode:

Посмотреть на CodePen: ДО и ПОСЛЕ анимации.

Запуск и остановка анимации

Осуществляем с помощью свойства animation-play-state, который принимает только 2 значения: либо running, либо paused. Тут всё просто :)

Направление анимации

С помощью свойства animation-direction мы можем управлять направлением воспроизведения анимации. Его параметры могут принимать несколько значений:

Посмотреть на CodePen: Направление анимации.

Функция распределения анимируемых значений по времени

Правило animation-timing-function позволяет задать специальную функцию, отвечающую за скорость воспроизведения анимации. Обратим внимание, что скорость воспроизведения анимации чаще всего нелинейная, т.е. ее мгновенная скорость в разных участках будет отличаться. На данный момент существует несколько уже встроенных аргументов для этого правила: ease, ease-in, ease-out, ease-in-out, linear, step-start, step-end.

Однако такие функции можно создавать самому. Специальная функция animation-timing-function: cubic-bezier(P1x, P1y, P2x, P2y); принимает четыре аргумента и строит на их основе кривую распределения значений в процессе анимации. Потренироваться в создании своих функций и посмотреть как они работают можно на http://cubic-bezier.com/ или https://matthewlein.com/ceaser/.

И, наконец, анимацию можно превратить в набор дискретных значений с помощью функции steps(количество шагов, направление), в качестве аргументов которой задаётся количество её шагов и направление, которое может принимать значения start или end. В следующем примере анимация будет состоять из 7 шагов, последний из которых будет сделан непосредственно перед завершением анимации:

element {
    animation-timing-function: steps(7, end);
}

График

Посмотреть на CodePen: Форма анимации.

Поддержка браузерами

CSS-анимации имеют довольно хорошую поддержку, и со временем она будет становится все лучше. Подробно о поддержке анимаций десктопными и мобильными браузерами можно узнать из таблицы Can I use.

Материалы для дальнейшего изучения

На этом всё! Есть несколько мелочей, которые мы не рассмотрели, подробнее о них можно прочесть в приведённых выше материалах. Однако вы должны знать, что и без них вы только что изучили CSS3-анимации примерно на 97,8%. Поздравляю :)